Таганрог - Город воинской славы

14 февраля 2025 г.
Таганрог - Город воинской славы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таганрог - Город воинской славы.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

За что Таганрог получил звание Город воинской славы?

Таганрог - Город воинской славы. Это почётное звание присвоено Таганрогу за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества Указом Президента РФ от 03.11.2011 №1459.
После войны быстрыми темпами шло восстановление городского хозяйства. В 60-90 годы кроме промышленности значительное развитие получили социально-бытовая и культурная сферы, коммуникационная сеть.

Чем славится Таганрог?

Таганрог славится своими пляжами, красивыми набережными, парками и скверами, а также наличием музеев и достопримечательностей.
Среди достопримечательностей Таганрога особое место занимают так называемые чеховские места:

  • домик, где родился и вырос писатель;
  • литературный музей А. П. Чехова в здании гимназии, где он учился;
  • лавка Чеховых с вывеской «Чай, кофе, сахаръ и другие колониальные товары»;
  • четыре памятника Антону Павловичу.

Также в Таганроге есть другие достопримечательности, связанные с известными личностями: особняк композитора Петра Чайковского, дом-музей дрессировщика Анатолия Дурова, а также дом, где жила Фаина Раневская.

Что посетить в Таганроге за 1 день?

Расскажу, что посмотреть в городе, если у вас на него всего один день. Что вы увидите. Приморский парк Церковь Николая Чудотворца Пляж в Богудонии Домик Чехова Пушкинскую набережную Таганрогский художественный музей Улицу Петровскую Таганрогский драматический театр имени А. П. Чехова Лавку Чеховых.

Таганрог - второй по величине город в Ростовской области, расположенный на северном побережье Таганрогского залива Азовского моря. Удаленность его от устья реки Дон, с одной стороны, и от административной границы с ДНР, с другой стороны, составляет порядка 50 км, удаленность от Москвы – 950 км, от Ростова-на-Дону - 60 км. Площадь города – 80 кв.км, население – более 253 тысяч человек.

Указом Президента РФ от 3 ноября 2011 г. № 1459 за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Таганрогу присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы». 8 мая 2015 года состоялась торжественная церемония открытие стелы «Город воинской славы».

История воинской славы Таганрога  начинается с самого начала основания города, который стал первой военно-морской базой России, первым российским портом на открытом морском побережье и первым в России городом, построенным по регулярному плану.

В 1696 г., после взятия Азова, по приказу Петра Первого начались изыскания и работы по строительству гавани и крепости на Таганьем Роге. 12 сентября 1698 г. Пушкарский приказ издал постановление о создании пристани у Таганрога. Эту дату принято считать официальным днем основания города. В первые годы существования Таганрог представлял собой крупнейшую крепость на юге страны, форпост противостояния России с Османской империей.  С 1709 г. в гавани Таганрога базировался сильный флот, основу которого составляли 70-пушечный «Спящий лев», 60-пушечные «Гото-Предестинация» и «Шпага», 50-пушечные «Геркулес», «Скорпион», «Ласка» и «Уния», 30-40-пушечные «Вилькельчаг», «Дельфин», «Еж», «Меркурий» и «Соединение».

В разные периоды создания Таганрога и Азовской флотилии, строительства гаваней и крепостей здесь служили адмиралы Ф.Я. Лефорт, Ф.М. Апраксин, П.П. Бредаль, Ф.А. Головин, Ф.А. Клокачев, А.Н. Сенявин, К.И. Крюйс, В.Я. Чичагов, Я.Ф. Сухотин, Д.Н. Сенявин, будущий командор Витус Беринг, будущий адмирал Ф.Ф. Ушаков и многие тысячи офицеров и матросов.

После победоносной войны 1768−1774 гг. гавань Таганрога стала базой для создания Азовской флотилии. В июне 1771 г. Азовская флотилия поддерживала взятие Перекопа, крепостей Керчь и Ени-Кале, отбивала попытки турецкого флота блокировать продвижение русских по восточному берегу Крыма и обеспечивала другие действия армии генерала В.И. Долгорукова. В том же году флотилия перебазировалась из Таганрога в Керчь, строительство военных кораблей перенесли в Херсон. После основания Севастополя в 1783 г. Таганрог потерял военно-стратегическое значение и превратился в крупнейший торговый порт России.

Однако в середине XIX века мирное течение городской жизни было нарушено. В ходе Крымской войны (1853-1856гг.) в мае 1855 года англо-французская эскадра попыталась овладеть Таганрогом. На ультиматум сдать город без боя военный губернатор Г.П. Толстой ответил: «Русские не сдают своих городов». После этого Таганрог был подвергнут массированной бомбардировке, а затем неприятель высадил десант. Но его попытки прорваться в город были отбиты. Жители все, как один, встали на его защиту. Мужество таганрожцев вынудило неприятеля сняться с рейда и уйти. За этот подвиг Таганрог в 1856 году был пожалован Особой императорской грамотой.

В 1868 г. Таганрог был соединен железной дорогой с Харьковом, в 1870 г. − с Ростовом-на-Дону. В конце XIX в. начала развиваться промышленность, были построены металлургический, котельный, машиностроительный заводы. В 1908 г. в Таганроге была построена первая электростанция.

Великая Отечественная война в Приазовье пришла осенью 1941 г. Враг рвался в Донбасс, обходя его с юга, по побережью Азовского моря, и далее на Северный Кавказ. Немецкое командование придавало большое значение Таганрогу как важному стратегическому пункту, замыкавшему Азовское побережье по р. Миус. Захват города был предусмотрен планом «Барбаросса». Во-первых, через Таганрог проходили местные железнодорожные линии, открывавшие путь и на Ростов, и в Донбасс. Во-вторых, в Таганроге находился оборудованный аэродром, построенный в 1938 г., позволявший принимать легкие истребители и средние бомбардировщики. Фашисты подтянули к городу крупные силы. Над Таганрогом и Ростовом-на-Дону нависла реальная опасность оккупации. В середине октября 1941 г. начались ожесточенные бои за Таганрог, последняя линия сопротивления пала, и днем 17 октября 1941 г. вражеские войска вошли в город. Началась оккупация города, которая длилась 683 дня. В Таганроге и его окрестностях развернулась борьба с оккупантами: действовали подпольные организации и партизанские отряды, фронтовые разведчики и засекреченная агентура НКВД. Они проводили диверсии и взрывы, уничтожали вражеских солдат и офицеров, расклеивали листовки, препятствовали угону таганрожцев на работы в Германию. К сожалению, в 1943 году, незадолго до освобождения города, фашистам удалось выйти на след подпольщиков. Многие из них были арестованы и после зверских допросов расстреляны. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с захватчиками, 126 подпольщиков были награждены боевыми орденами и медалями, многие из них – посмертно. Комиссару таганрогского подполья Семену Морозову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), командир отряда Василий Афонов награжден орденом Ленина (посмертно).

Попытки прорыва Миус-фронта и освобождения Таганрога предпринимались неоднократно, но только пятая из них оказалась успешной. Таганрог, а вместе с ним и вся Ростовская область были освобождены 30 августа 1943 года в ходе Донбасской наступательной операции. Цена свободы – более 150 тысяч жизней советских воинов, оборвавшихся на рубежах Миус-фронта. 30 августа 2023 года в народном военно-историческом музее Великой Отечественной войны  «Самбекские высоты»  прошли праздничные мероприятия  в честь 80-летия со дня освобождения Таганрога и всей Ростовской области от немецко-фашистких захватчиков.

После освобождения города начались работы по восстановлению разрушенных предприятий, учреждений, школ, больниц... Тысячи людей работали, получая мизерную норму продуктов по карточкам. Таганрожцы собрали деньги на самолет Пе-2 «Таганрогский пионер», танковую колонну «Таганрог», много и самоотверженно трудились на своих рабочих местах. Тысячи таганрожцев воевали на фронтах войны. Только за 9 дней сентября 1943 г. из города было призвано в действующую армию свыше 5 тыс. человек. Многие из них приняли участие в боях уже через несколько дней, освобождая г. Мариуполь.

В тяжелейших условиях возрождались промышленные предприятия, продукция которых шла на фронт. На заводе имени Георгия Димитрова уже осенью 1943 г. в уцелевших цехах развернулся ремонт боевых самолетов, приходивших из фронтовых частей. В 1944−1945 гг. шло строительство тяжелого бомбардировщика Ер-2. После восстановления инструментальный (комбайновый) завод в феврале 1944 г. начал выпускать боеприпасы. За эти достижения завод в 1945 г. награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В 1943 г. завод «Красный гидропресс» также наладил выпуск продукции для фронта. За самоотверженную работу в годы войны 465 таганрогских рабочих были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.»

После войны быстрыми темпами шло восстановление городского хозяйства. В 60-90 годы кроме промышленности значительное развитие получили социально-бытовая и культурная сферы, коммуникационная сеть Таганрога. Был построен целый ряд крупных объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также инженерной инфраструктуры города.

Современный Таганрог - крупный индустриальный, научный и культурно-исторический центр, один из ведущих морских портов на южных рубежах нашей страны. Среди предприятий города лидирующие позиции занимают «Тагмет», «Красный котельщик», ТАНТК им. Г.М. Бериева и другие.

В последние годы при поддержке Председателя Совета Федерации Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко значительное внимание уделяется развитию сферы сервиса и туризма, реализуется комплексная программа модернизации и благоустройства Таганрога, включающая развитие экономики, создание новых рабочих мест, решение вопросов благоустройства, улучшение сферы водоснабжения, качества дорог.

В настоящее время многое делается для возрождения пассажирских перевозок между морскими портами Азовского моря. Через Таганрог проходит автодорога М-14, которая связывает Россию с новыми российскими регионами Донецкой Народной Республикой и Запорожской областью. Через 2-3 года планируется завершить работы по строительству транспортного кольца вокруг Азовского моря, чтобы получить единую экономическую агломерацию (прежде всего туристическую и промышленную). Общая длина транспортного кольца составит – 1400 километров.

https://tagancity.ru/page/taghanrogh-gorod-voinskoi-slavy

https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=11160878%40cmsArticle&ysclid=lshkjwl1hd608470768

https://dumataganroga.ru/upload/docs/documents/book_gvsr.pdf

https://dumataganroga.ru/about_city/

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie